4.1 Результаты профессиональной деятельности по совершенствованию методов обучения и воспитания
12.09.2025
В течение межаттестационного периода Наталья Сергеевна
активно применяла игровые технологии (дидактические игры и упражнения,
проблемные ситуации), что позволило сделать образовательную деятельность
познавательной, увлекательной, разнообразной и интересной, у воспитанников
повысились интерес и любознательность.
Воспитатель внедрила в образовательный процесс методы
и приёмы, способствующие развитию социальных навыков и позитивной
социализации детей: игровые ситуации «Как вести себя в общественных местах, в
гостях», «Мы - друзья и помощники природы», «Общение по телефону» помогли
воспитанникам выстраивать своё поведение и деятельность в соответствии с
социальными нормами и правилами общества; решение проблемных ситуаций «Как
помочь заболевшей кукле», «Как помочь девочке, которая потерялась» побуждали
детей проявлять инициативу, отзывчивость и готовность искать правильное
решение; ситуации - иллюстрации помогли получить представление о правильном
поведении; творческие ситуации «Морковка для зайчика», «Подарок для Мишки»
способствовали эмоциональному благополучию и формированию положительного
отношения к окружающей действительности.
В своей работе Наталья Сергеевна использует
разнообразные формы организации детского конструирования: конструирования по
образцу, по готовой модели, по доступным чертежам и наглядным схемам, по
замыслу, по теме. Для организации занятий и совместной деятельности педагога с детьми
составлена картотека образовательных ситуаций, картотека построек из различных
видов конструктора, пошаговые инструкции и схемы, а также иллюстрации и альбомы
с изображением построек «Разные дома», «Мосты», «Замки и дворцы».
Наталья Сергеевна внедрила в педагогическую
практику методы и приёмы, направленные на развитие речевой
активности: подражательная деятельность, игры – драматизации,
комментированное рисование; усовершенствовала
дидактические игры «Большой – маленький», «Чей домик?», «Детеныши
животных», которые активизируют мыслительную и речевую деятельность детей. В
совместной работе с воспитанниками педагог использует приемы мнемотехники по
методике Омельченко Л.В., что стимулировало расширение словарного запаса,
улучшило запоминание небольших стихотворений у 68% детей, составление устных
рассказов у 53% детей.
Для развития коммуникативных
способностей дошкольников воспитатель применяет различные формы работы: беседы, творческие рассказы,
игры-задания, создание тематических
альбомов. Для развития диалогической и монологической речи, интонационной выразительности, творческих
способностей, педагог использует различные виды театров: пальчиковый театр,
театр - фланелеграф, театр «Би-ба-бо». Совместно с
учителем-логопедом созданы и оформлены карточки с комплексами упражнений для
развития артикуляционной моторики, которые помогают детям самостоятельно
выполнять упражнения в режимных моментах. Данная работа помогла улучшить
артикуляционную моторику у 38% воспитанников. Для развития мелкой моторики
в группе созданы необходимые условия, оказывающие стимулирующее влияние на
развитие речи: игры - шнуровочки, мозаики, пазлы, сухой бассейн, карточки с
упражнениями пальчиковой гимнастики для самостоятельного выполнения. Особый
интерес у дошкольников вызывают песочные игры, игры с массажными мячами,
прищепками.
Центр творчества насыщен необходимыми материалами для
таких видов художественной деятельности, как оригами, пластилинография. Благодаря этому у
69% воспитанников отмечается улучшение координации рук.
С целью формирования умения взаимодействовать детей
друг с другом педагог применяет метод проектов. Для развития речевой
и познавательной активности разработаны и реализованы совместно с
родителями проекты «Наше лето», «Русские сказки». Участие в проектной
деятельности повысило познавательную и коммуникативную активность детей,
помогло каждому ребенку группы почувствовать свою значимость, ощутить себя
полноправным участником общего дела, показать публично достигнутый результат.
В своей педагогической деятельности Наталья Сергеевна
применяет здоровьесберегающие технологии: упражнения на дыхание, релаксационные
упражнения, гимнастика после дневного сна (подобраны картотеки для различных
видов гимнастик). С целью повышения интереса детей дошкольного возраста к
самостоятельному выполнению физических упражнений, центр двигательной
активности пополнен пособиями,
изготовленными совместно с родителями воспитанников: куб «Здоровая стопа»,
коврик здоровья, тренажер «Эспандер».
Привела в соответствие с основной общеобразовательной
программой дошкольного образования развивающую предметно-пространственную среду
группы. Центр познавательного развития наполнила разнообразным
практическим материалом для организации познавательной деятельности:
карточки-схемы проведения экспериментов; игровые пособия из нетрадиционных
материалов, материалы по сенсорному развитию ребенка, развитию мелкой моторики.
Использование данных пособий способствовало активизации у дошкольников
познавательного интереса к предметам ближайшего окружения, помогло детям
реализовать свой творческий потенциал. Для развития игровой деятельности
детей и поддержания интереса к исследованиям совместно с семьями воспитанников
из нетрадиционных материалов изготовлено оборудование для сюжетно-ролевых игр
«Автомастерская», «Пожарная часть». В результате у воспитанников наблюдается
интерес к различным видам профессий, расширение словарного запаса, активность и
самостоятельность в организации игровой деятельности.
Для решения задач по созданию условий для позитивной социализации
и адаптации детей к условиям ДОУ, реализована система работы с использованием
игровых, здоровьесберегающих технологий, разработаны методические и
практические материалы по моделированию воспитательно-образовательного процесса
с детьми, родителями и специалистами детского сада.
В своей деятельности воспитатель применяет элементы
здоровьесберегающих технологий: пальчиковые игры с музыкальным сопровождением
С.С. Железнова и Е.С. Железновой, артикуляционная гимнастика Е.Краузе, дыхательная
гимнастика А.Н. Стрельниковой, упражнения на мышечное и эмоциональное
расслабление. Чтобы помочь каждому ребенку снять психологический стресс и
дискомфорт в период адаптации к детскому саду, применяет комплексы пальчиковой
гимнастики, различные виды массажа и самомассажа.
В адаптационный период Наталья Сергеевна использовала
игровые методы, приемы и упражнения, которые помогают детям снять эмоциональное
напряжение и установить благоприятную психологическую обстановку в группе: игры,
направленные на создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе,
сближение детей друг с другом и с воспитателем, формирование доверительных
отношений; игры, направленные на освоение окружающей среды ребенком
(«Найди игрушку», «Чьи вещи?»); игры и упражнения на снятие
психоэмоционального напряжения («Солнечные зайчики», «Чудесные камешки»); игры
и упражнения на снижение агрессивности и ослабление негативных эмоций («Где ты,
Дедушка Молчок», «Кто тут плачет?»); игры-развлечения («Выдувание мыльных
пузырей», «Поймай солнечного зайчика», «Воздушный шарик», «Что в мешочке?»).
Вместе с родителями воспитанников оборудовала в группе
центр уединения и центр развития мелкой моторики «Веселые пальчики». Данные
центры также наполнены различными пособиями из нетрадиционных материалов: игры
с пуговицами («Застегни карманчик», «Посели пуговки в домики»); игры-шнуровки
(«Нужны ежику иголки», «Зашнуруй ботинок»); игры с прищепками («Лучики
солнышку», «Дождик для тучки»); игры с сыпучими материалами («Сухой бассейн»,
«Месим тесто»); сенсорные коврики и кубики.
Все это способствовало активизации у детей
познавательного интереса к предметам ближайшего окружения, помогло развить и
реализовать творческий потенциал каждого ребенка и существенно облегчило
процесс их адаптации к условиям ДОУ.