19.09.2022
Как ваш малыш развивается?
Бытует мнение, что не нужно обращаться к логопеду до трех-четырех лет. Ошибки в произношении связанны с возрастом и когда малыш станет постарше все пройдет, а вот если уже нет, то в садике или в школе можно сходить на консультацию к врачу. На самом деле это совершенно не верно. Да и консультация специалиста порой нужна, в первую очередь, родителям, чтобы научить их правильно разрабатывать речь малыша или исправлять дефекты.
Чем раньше вы обнаружите дефекты, тем больше шансов их исправить. Кроме того, логопед не только «ставит» звуки, он проверяет общее развитие ребенка, смотрит, какой у малыша словарный запас, хорошая ли слуховая и зрительная память. У ребенка постарше врач смотрит, умеет ли он грамотно строить предложения, видоизменять слова, пользоваться предлогами.
Соответствует возрасту
К сожалению, родители чаще всего не знают, в каком возрасте малыш должен уметь правильно говорить. Когда ошибки в произношении норма, а когда - уже серьезное отклонение.
Речь у ребенка формируется постепенно. Те самые «гули-гули» в два-три месяца ничто иное как тренировка дыхания и развитие интонационной системы языка. В четыре-шесть месяцев появляется лепет, малыш пытается соединить отдельные звуки. От 10 месяцев до года и четырех месяцев появляются первые слова, начинается этап становления активной речи. Ребенок очень охотно и много повторяет за говорящим.
В полтора года у ребенка накапливается определенный словарный запас. С этого возраста можно услышать у него фразовую речь, а его словарный запас растет.
В два - два с половиной года малыш уже накопит серьезный, но пассивный запас слов, его органы артикуляции окрепли. В это время происходит скачок в развитии речи – первые фразы, предложения из трех и более слов.
Примерно к трем годам дети легко могут говорить полными предложениями. Могут рассказывать короткие стишки, сказки.
До трех лет считается нормальным, если ребенок переставляет либо опускает какие-то слоги, упрощает слова. С трех лет в речи малыша должны быть все свистящие звуки «з», «с», «ц». А к четырем с половиной годам должны присутствовать уже все шипящие звуки «ч», «ш», «ж», «щ». К пяти же годам ребенок должен уметь произносить мягкие согласные звуки «ль», «р`е», и все остальные.
Стоит насторожиться
Если к шести месяцам у ребенка не появился лепет. Также не откладывайте визит к врачу, если до двух лет ребенок не заговорил, или его словарный запас составляет не более 10 слов.
Заподозрить, что с речью ребенка не все в порядке, нужно, если малыш взаимозаменяет звуки. Например, не только в одном слове может сказать «сапка» вместо «шапка», но и в других словах - «шобака» вместо «собака». Ребенок выговаривает звуки «с» и «ш», но, скорее всего, не слышит, не различает их, поэтому и меняет местами. Неправильно, если ребенок проглатывает слоги или, наоборот, добавляет лишние. В два и даже в три года ему позволяется коверкать слова почти до неузнаваемости, но «авторское» слово должно состоять из правильного количества слогов. Та же «шапка» может быть «шака», «сапа», «пака», но никак не «шап» или «шапака».
Обратитесь к специалисту, если ребенок опускает гласные звуки. Они являются основой слова, ритмикой. И нарушение слоговой структуры – сигнал, что ребенок не слышит ритма слова. Нужен логопед, если ребенку больше трех с половиной лет, но он говорит вяло, как бы прожевывая слова.
Также запишитесь на прием, в случае если в шесть лет ребенок не запоминает стихи и не может пересказать текст.