Содержание 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1 Пояснительная записка……………………………………………………………. 1.1.1 Цель и задачи программы……………………………………………………….. 1.2 Содержание программы…………………………………………………………… 1.2.1 Учебный план……………………………………………………………………. 1.2.2 Содержание учебно – тематического плана…………………………………… 1.4 Планируемые результаты…………………………………………………………. 2. Комплекс организационно – педагогический условий 2.1.1 Календарный учебный график……………………………………………………. 2.1.2 Условия реализации программы………………………………………………….. 2.1.3 Формы аттестации…………………………………………………………………. 2.1.4 Оценочные материалы…………………………………………………………….. 2.1.5 Методические материалы…………………………………………………………. 2.1.6 Рабочие программы (модули) курсов, дисциплин программы…………………. 3. Список литературы………………………………………………………………… 1.1 Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа «Театральная мастерская» основана на следующих нормативно-правовых документах: • Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; • Федеральная целевая программа развития образования на 2016 – 2020 годы Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497; • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р; • Стратегия развития воспитания в Свердловской области до 2025 года. Постановление правительства свердловской области № 900-ПП от 07.12.2017 • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; • Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726; • Письмо Минобрнауки России от 18.11.15 №09-3242. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ; • СанПин 2.4.3172-14: «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; • Положение о дополнительной общеразвивающей программе МАДОУ №134 Устав МАДОУ№134 Программа дополнительного образования направлена на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрального искусства. Актуальность программы: В Стратегии развития воспитания в РФ и в Свердловской области до 2025 года подчеркивается важность обеспечения реализации творческой деятельности граждан на основе использования уникального российского и регионального культурного наследия, в том числе литературного, музыкального, художественного, театрального и кинематографического наследия. Театрализованная деятельность является уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей. Искусство театра представляет собой органический синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредотачивает в единое целое средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, тем самым, создает условия для воспитания целостной творческой личности, способствует осуществлению цели современного образования. Театрализованная деятельность способствует развитию фантазии, воображения, памяти, учит передавать различные эмоциональные состояния. В процессе освоения театрализованной деятельности обогащается словарный запас, формируется звуковая культура речи, навыки связной речи расширятся её интонационный диапазон. В детском саду театрализованная деятельность связана с праздниками (утренники развлечения, досуги). Не имея соответствующих знаний и умений, дошкольники строят игровую деятельность примитивно, дети скованны и мало эмоциональны. Преодолеть это поможет специально организованная работа по театрализованной деятельности. Преимуществами этой Программы являются доступность, эффективность и эмоциональность. Программа ориентирована на развитие творческих способностей ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на активизацию интереса дошкольников к искусству театра, к разным его видам, на развитие познавательных процессов, восприятия чувства слова, навыков межличностного взаимодействия. Особенностью программы является то, что в содержание включены разделы техника речи и развитие музыкальности голоса и вокальных данных. В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения. Весь процесс обучения организуется так, чтобы он воздействовал на чувства и интересы детей. С учетом ведущей деятельности дошкольного возраста, каждое занятие строится в форме игры на основе сказок, детских стихов и песен. На занятиях создаются условия, которые помогают ребенку дать быстрый разряд своим чувствам, раскрепощают его творческую энергию, создают положительный эмоциональный настрой для осуществления художественной творческой деятельности, развивают художественно-эстетический вкус, творческие и музыкальные способности, координацию движений, речь. Формируя привычные умения и навыки, приемы, действия детей, педагог вызывает заинтересованность их не только в конечном результате (выступление со спектаклями, изготовление декораций к спектаклям), сколько к самому процессу творения новых сюжетов или новых образов. В программе планируется система занятий, основанная на единстве обучения и воспитания. Художественно-творческое развитие детей осуществляется по мере овладения ими теоретических и практических знаний по основам театральной игры, культуры техники речи, ритмопластики, вокалу и хореографии. Все занятия проводятся в интересной форме, основываясь на сюжетном построении, в зависимости от различных факторов, погодных условий, психического состояния и настроения детей. Они могут начинаться с музыкальных или немузыкальных пластических игр или упражнений, или с различных занимательных игр. Занятия в детском театре-студии построены на индивидуальном подходе, уважении к личности каждого ребенка, вере в его способности и возможности. Поощряя и отмечая удачную находку, новое решение творческой задачи, происходит незаметное для глаз ребенка воспитание самостоятельности и уверенности в собственных силах. Программа состоит из 6 модулей: введение в искусство, актерское мастерство, техника речи, развитие музыкальности голоса и вокальных данных, сценическое движение, работа над спектаклем. Адресат программы: Программа разработана для детей в возрасте: 3-7 лет. Группа формируется по возрасту: младший (3-4г), средний (4-5л), старший (5-6лет), подготовительный (67лет). Количество обучающихся до 15 человек. Формы организации познавательного процесса: - групповые Педагогический процесс предполагает, что дети дошкольного возраста развивают творческие способности, активизацию интереса дошкольников и их родителей к искусству театра, к разным его видам, развитию у дошкольников познавательных процессов, восприятия чувства слова, навыков межличностного взаимодействия. Доминирующую роль в педагогическом процессе занимает общение, игра, сотрудничество с взрослыми и сверстниками. Срок освоения дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы по «Театральная мастерская» 4 года. Реализуется в форме кружковой работы и охватывает детей 3-7лет. Кружковая деятельность определяется в соответствие с возрастом детей. В течение года на освоение программных задач отводится 72 часа, занятия проводятся во вторую половину дня, 2 раза неделю. Формы организации образовательного процесса Формы проведения учебных занятий подбираются с учетом возрастных психологических особенностей детей, целей и задач общеразвивающей программы, специфики предмета: - беседа с игровыми элементами; - сюжетно-ролевая игра; - игра-путешествие; - игра-имитация; - конкурсы, концерты для детей и родителей. Срок освоения программы Срок освоения дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы «Театральная мастерская» - 4 года. Учебный год начинается с 01октября 2022г. до 30 июня 2022г – 28 недели активной образовательной деятельности в организованных формах. 1.2. Цели и задачи программы Цель: художественно-эстетическое воспитание личности дошкольника средствами театральной деятельности, синтезирующей различные виды искусства. Задачи: Воспитательные: воспитать эмоциональное и бережное отношение к культурно- историческому наследию, проявление интереса к татральноигровой деятельности. Обогащение представлений о видах и жанрах театрального искусства, продолжение знакомства с назначением театра, историей его возникновения в России, устройством здания театра, деятельностью людей, работающих в театре; Развивающие: Формировать творческую активность, инициативу детей в театрализованных играх, самостоятельное создание выразительного художественного образа. Передача мимикой. позой, жестом, движением основных эмоций. Обучающие: Уметь адекватно эмоционально реагировать, понимать эмоциональное состояние другого человека и умение выразить свое, формировать навыки сценической пластики; Вырабатывать четкие координированные движения во взаимосвязи с речью; Учить действовать на сценической площадке естественно, самостоятельно ориентироваться в пространстве сцены; Обучать орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, речевой выразительности; Совершенствовать артистические навыки и исполнительство. 1.2 Содержание программы В соответствии с требованиями СанПиН(а), проводится во второй половине дня: 3-4 года: 2 раз в неделю по 15 минут. 4-5 лет: 2 раза в неделю по 20 минут. 5-6лет: 2 раза в неделю по 25 минут. 6-7лет: 2 раза в неделю по 30 минут. Разделы программы 1модуль: «Введение в искусство» - призван обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве: о видах и жанрах театрального искусства, о назначении театра, истории его возникновения в России, устройство здания театра, деятельностью людей, работающих в театре, воспитании сценической и зрительской культуры 2модуль: «Актерское мастерство» - направлен на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях. Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок. 3модуль: «Сценическое движение» - включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений. Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности; музыкально-пластические импровизации. 4модуль: «Техника речи» - объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка. Содержание: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями), расширить образный строй речи; игры и упражнения, направленные на совершенствование логики речи. 5модуль: «Развитие музыкальности, вокальных данных» - направлен на развитие возможностей человеческого голоса. Включает в себя упражнения на развитие певческого диапазона, вокальные упражнения на чистоту интонирования, развития дыхания, силы и полетности голоса, разучивание сольных и общих (хоровых) песен к спектаклю, вокальные игры на звукоподражание, прослушивание классической музыки и музыкально-литературных композиций 6модуль: «Работа над спектаклем» - объединяет все этапы подготовки спектакля: знакомство с пьесой, обсуждение, распределение ролей, работа над музыкальными номерами, репетиции отдельных картин и всей пьесы целиком; премьера спектакля; обсуждение его с детьми. Содержание Программы реализуется через игровую, речевую, вокальную, музыкальноритмическую деятельность. Основной формой проведения занятий является театрализованная игра. Театрализованная игра направлена на развитие игрового поведения, эстетических чувств, способности творчески относиться к любому делу, умению обращаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных ситуациях. Театрализованную игру можно разделить на две группы: драматизации и режиссерские. В играх-драматизациях ребенок-артист, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли. В игре - драматизации ребенок исполняет какой-либо сюжет, сценарий которого заранее существует, но не является жестким каноном, а служит канвой, в пределах которой развивается импровизация. Импровизация может касаться не только текста, но и сценического действия. Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Виды драматизации: игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки. Драматизации основываются на действиях исполнителя, который может использовать куклы. В режиссерской игре ребенок не является действующим лицом, действует за игрушечный персонаж, сам выступает в роли сценариста и режиссера, управляет игрушками или их заместителями. Эту самостоятельность в придумывании сюжета считают особенно важной для дальнейшего формирования игры и воображения. «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Преобладающими средствами выражения в этих играх являются интонация и мимика, пантомима ограничена, поскольку ребенок действует с неподвижной фигурой или игрушкой. Важная особенность этих игр состоит в переносе функции с одного объекта реальности на другой. Их сходство с режиссерской работой в том, что ребенок придумывает мизансцены, т.е. организует пространство, сам исполняет все роли или просто сопровождает игру «дикторским» текстом. В этих играх ребенок-режиссер приобретает умение «видеть целое раньше частей», которое, согласно концепции В.В. Давыдова, является основной особенностью воображения как новообразования дошкольного возраста. Режиссерские игры могут быть групповыми: каждый ведет игрушки в общем сюжете или выступает как режиссер импровизированного концерта, спектакля. При этом накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий. Речевые игры формируют и развивают чувство ритма, слова, различные речевые интонации голоса, дикцию, артикуляцию, активный «образно-мыслящий» слух. Речевые игры способствуют развитию мышечных и тактильных ощущений, развивая мелкую и общую моторику. В основе всех речевых игр лежат тексты (детские забавные стишки, потешный фольклор, стихи известных советских авторов), которые легко ложатся на слух и являются рифмованными подсказками к движениям в игре и не требуют специальных установок на игру. Кроме того, они стимулируют интерес детей к речи, к звукообразованию, к оттенкам речевой интонации, а также помогают совершенствовать произношение, происходит постановка правильного речевого дыхания, отрабатывается правильный темп речи, развивается речевой слух. В речевых играх «Здравствуйте», «Знакомство» у детей развиваются коммуникативные способности, эмоциональная отзывчивость, незаметно снимается зажим, комплексы, возникают положительные эмоции. Речевые игры с палочками учат детей не только слышать метр и ритм стиха и музыки, но и являются подготовительным этапом в музицировании. Ритмодекламация – это тонкая творческая работа с содержательными и звуковыми компонентами слова. Дети подбирают ассоциативные звуки в голосе и на музыкальных инструментах. Но особое место среди речевых игр занимают пальчиковые игры, т.к. они наиболее близки детской природе. Пальчиковые игры уникальны своим комплексным воздействием: развивают мелкую моторику рук, помогают развитию просодических компонентов речи (темп, ритм, интонационная, выразительность); помогают воссоздавать зрительный и слуховой образ, формируя тем самым творческое воображение ребенка; Огромное значение во всех речевых играх отводится музыке, т.к. в процессе формирования у детей представлений о средствах музыкальной выразительности и овладения навыками музыкальной деятельности происходит развитие речи, двигательных навыков, психических функций. Вокальная деятельность представлена упражнениями на развитие дыхания, артикуляционной гимнастикой, голосовыми упражнениями, пением. Одной из основных задач дыхательной гимнастики является выработка длительного плавного выдоха, ведь именно на выдохе основана и речь, и пение. Кроме того, дыхательная гимнастика помогает выработке правильного диафрагмального дыхания, повышает тонус ребенка, влияет на оздоровление его организма. Артикуляционные упражнения укрепляют и развивают группы мышц, участвующие в голосообразовании, подготавливают правильное звукообразование. Голосовые упражнения подготавливают голосовой аппарат к пению, расширяют певческий диапазон. Пение наиболее близко к разговорной речи, поэтому и является одним из основных средств коррекции речи. Пение – один из любимых видов детской музыкальной деятельности и несет в себе многофункциональную лечебную функцию, так называемую, групповую музыкотерапию. Пение регулирует процесс дыхания, фонации и артикуляции, помогает строить плавную и непрерывную речь, благотворно влияет на развитие голоса. При совместном пении, у детей устанавливаются социальные контакты, возникают чувства сопричастности и сопереживания, Пение является действенным средством снятия напряженности, выступает как объединяющий, коммуникативный фактор. Музыкально-ритмическая деятельность представлена общеразвивающими упражнениями, музыкально-ритмическими и музыкально-дидактическими играми, танцами, хороводами, импровизациями. Основная задача музыкально-ритмической деятельности - развитие общей моторики, координации, гибкости, пластичности и других двигательных навыков. В основе этого вида деятельности лежат стихотворные тексты - задания, побуждающие детей к конкретным действиям и придающие коррекционной работе большую привлекательность. Содержание музыкально-ритмической деятельности обогащает детей двигательным опытом, развивает мышечный тонус, умение ориентироваться в пространстве, быстро и точно реагировать на сигнал, способствует формированию многовариантности игр и упражнений, развивая тем самым фантазию и творчество. Кроме того, она помогает развивать эмоционально-волевые личностные качества ребенка: умение владеть собой, умение общаться с товарищами. 2.2 Описание вариативных форм, способов, методов реализации Программы формы работы с детьми: • игра • импровизация • инсценировки и драматизация • объяснение • рассказ детей • чтение воспитателя • беседы • просмотр видеофильмов • разучивание произведений устного народного творчества • обсуждение • наблюдения • словесные, настольные и подвижные игры • пантомимические этюды и упражнения формы работы с родителями: • творческие занятия • педагогическая гостиная • родительские собрания • консультации • совместное посещение спектаклей • экскурсии • привлечение в подготовке к выступлениям (изготовление костюмов и декораций) • участие в спектаклях, инсценировках. Программа театральной студии «Театральная мастерская» предусматривает использование следующих методов: методы организации деятельности: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, проблемный, поисковый, метод одномоментности; № п/п тема занятия период Первый год 1. «Давайте познакомимся!» Октябрь 2. «Знаете ли вы?» (о театрах разных видов) Ноябрь 3. «Театр своими руками» (изготовление атрибутов и костюмов) Декабрь 4. «Знаете ли вы?» (что должен знать ребёнок о театре) Январь 5. «Театр своими руками»(изготовление декораций) 6. Мастер – класс «Актерское мастерство» 7. Премьера спектакля, обсуждение, закрытие сезона. Второй год Февраль Март Апрель 1. «Открытие сезона» Октябрь 2. «Знаете ли вы?» (творческие способности дошкольников) Ноябрь 3. «Театр своими руками» (изготовление атрибутов и костюмов) Декабрь 4. Мастер – класс «Актерское мастерство» Январь 5. «Театр своими руками»(изготовление декораций) 6. «Знаете ли вы?» (зрительская культура) 7. Премьера спектакля, обсуждение, закрытие сезона. Февраль Март Апрель Третий год 1. «Развитие детей в театрализованной деятельности» Октябрь 2. «Воспитание ребёнка посредством театральной деятельности» Ноябрь 3. «Мимика и жесты» Декабрь 4. «Театр своими руками» (изготовление атрибутов и костюмов) Январь 5. «Театр наш друг и помощник» 6. Мастер – класс «Актерское мастерство» 7. Премьера спектакля, обсуждение, закрытие сезона. Февраль Март Апрель Четвертый год 1. «Развитие детей в театрализованной деятельности» Октябрь 2. «Театр и родители» Ноябрь 3. «Воспитание ребёнка посредством театральной деятельности» Декабрь 4. «Театр своими руками» (изготовление атрибутов и костюмов) Январь 5. Мастер – класс «Актерское мастерство» 6. «Мимика и жесты» 7. Премьера спектакля, обсуждение, закрытие сезона. Февраль Март Апрель методы воспитания: рассказ на этическую тему, положительный пример, этическая беседа, метод взаимопомощи; методы стимулирования: поощрение, одобрение, награждение, участие в праздниках, конкурсах; метод убеждения средствами театрального искусства (разъяснение темы, выразительные средства, организация целенаправленного внимания); метод приучения упражнений в практической действительности, предназначенный для преобразования окружающей театральной среды и выработке навыков культуры поведения; метод проблемных ситуаций, побуждающий к творческим действиям; метод побуждения к сопереживанию, формирующий эмоционально–положительное отношение к позитивному, прекрасному в жизни и искусстве. 2.3 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников Программа театральной студии «Театральная мастерская» ориентирована на развитие взаимодействия детского сада с семьей дошкольника. Родители являются заказчиками дополнительного образования детей в детском саду. Задача педагога дополнительного образования - заинтересовать родителей возможностями совместного воспитания ребенка, показать родителям их особую роль в развитии малыша. Педагог знакомит родителей с содержанием Программы, своеобразием направлений деятельности детей, ожидаемым результатом. Программа студия-театр направлена на создание условий для совместного творчества детей и взрослых, повышение уровня эстетического развития детей и взрослых (родителей и педагогов) средствами театрального искусства; помощь родителям в осмыслении воспитательного потенциала театральной культуры, приобщение к театральному искусству. Совместная творческая деятельность детей и взрослых заключается в работе над спектаклем (помощь в разучивании текста, подготовке декораций, костюмов). Взаимодействие с семьями воспитанников осуществляется, в форме творческих занятий в театральных мастерских. Занятия в мастерских проводятся один раз в месяц во вторую половину дня в удобное для большинства родителей время. План работы с родителями III.Организационный раздел программы 3.1 Организация развивающей предметно-пространственной среды Насыщенная развивающая предметно-пространственная среда является основой для реализации Программы дополнительного образования, качественного осуществления образовательного процесса, разностороннего развития каждого ребенка. Для реализации содержания Программы, подготовки и проведения занятий, театральных спектаклей, игр и инсценировок необходимы помещения, технические средства, атрибуты, костюмы и декорации. В качестве помещения для занятий используется музыкальный зал детского сада, для хранения декораций, костюмов и атрибутов кладовая комната. Дидактическое и техническое оснащение: фортепиано ноутбук видео-, аудио-, CD проигрыватели видеотека игротека фонотека детских песен, стихов, сказок подборка детских стихов, пьес и сценариев комплекты настольных театров атрибуты для игр элементы костюмов шапочки и маски для игр-драматизаций декорации, ширмы детские музыкальные инструменты шумовые игрушки резиновые игрушки методическая литература, наглядно-демонстрационный материал. 3.2 Психолого - педагогические условия реализации Программы Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психологопедагогические условия: уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях; использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей); построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития; поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности; поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения; поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность. 4. Учебный план Учебный план отвечает требованиям СанПиН, гигиеническим требованиям к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения (инструктивно-методическое письмо МО РФ от 14.03.2000 № 65/23016). Учебный год начинается 01октября 2020г. и длится до 31 май 2021г – всего 28 недель активной образовательной деятельности в организованных формах. В учебном плане допускаются изменения в соответствии с установленными правительством РФ праздничными днями. Первый год обучения (3-4 года) Количество занятий в месяц Кол-во занятий в год Количество занятий в месяц Кол-во занятий в год Количество занятий в месяц Кол-во занятий в год ИТОГО Кол-во занятий в год Четвертый год обучения (6-7 лет) Количество занятий в месяц Третий год обучения (5-6 лет) Кол-во занятий в год 1. Введение в искусство. 2. Актерское мастерство 3. Сценическое движение 4. Техника речи 5. Развитие музыкальности 6. Работа над спектаклем Второй год обучения (4-5 лет) Количество занятий в месяц Модули 4 30 8 60 8 60 8 60 28 210 4 30 8 60 8 60 8 60 28 210 4 30 8 60 8 60 8 60 28 210 4. Годовой календарно - учебный (образовательный) график на 2022(октябрь) – 2023 г. (май) Календарный график разработан в соответствии с: Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ; Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13; Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155); Уставом МАДОУ - детский сад с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию воспитанников № 134. Годовой календарный учебный график учитывает в полном объеме возрастные и психофизические особенности воспитанников и отвечает требованиям охраны их жизни и здоровья. Возраст месяц недел я Октябрь 1 2 3 3 – 4 года НОД П, ОЗ , Д 15 4 – 5 лет 5 – 6 лет НОД П, НОД О З, Д 20+20 25 + 25 15 15 15 20+20 20+20 20+20 Д Д Ноябрь Декабрь 30+30 25+25 30+30 Д 30+30 15 20+20 25+25 30+30 15 20+20 25+25 30+30 25+25 30+30 25+25 30+30 15 ОЗ 20+20 О З 15 20+20 15 15 20 20 25 25 30 30 15 20+20 25+ 25 30+30 25+25 30+30 15 П 20+20 П П, ОЗ , Д 30+30 25+ 25 25+25 4 П, ОЗ , Д 6 – 7 лет НОД Д ОЗ 15 20+20 25+25 15 20+20 25+25 Новогодни е 15 15 15 15 20+20 20+20 20+20 20 Праздники Праздники 25+25 30+30 25+25 30+30 25+25 30+30 30 30 Январь Февраль Март Апрель Май 30+30 П 30+30 Новогодни е 15 20 25 25 15 20+20 25+25 30+30 15 20+20 25+25 30+30 15 20+20 25+25 30+30 15 15 20 20 25 25 30 30 15 20+20 25+25 30+30 15 20+20 15 20+20 15 20+20 15 20+20 25+25 30+30 15 20+20 25+25 30+30 15 20+20 25+25 30+30 15 15 20+20 20+20 25+25 25+25 30+30 30+30 15 20+20 25+25 30+30 15 20+20 25+25 30+30 25+25 25+25 25+25 Д 30+30 30+30 30+30 П Д 15 15 Июнь 15 15 ОЗ 15 20+20 20+20 25+25 25+25 20+20 25+25 20+20 20+20 О З 25+25 25+25 Д 30+30 30+30 Д ОЗ 30+30 ОЗ 30+30 30+30 НОД- непосредственно образовательная деятельность П – праздник ОЗ – открытое занятие Д – диагностика II младшая группа (3-4 года) Месяц Октябрь 1 занятие Тема театрализованной деятельности Давайте познакомимся Ох, уж этот театр! Непосредственно образовательная деятельность Формировать у детей живой интерес к театрализованной игре, желание участвовать в общем действии и использовать все окружающее пространство Рассказать детям о театре, познакомить со сказкой «Курочка Ряба» 2 занятие 3 занятие 4 занятие Прогулка по лесу Мы играем и поем Забыла девочка котенка покормить, не мог он вспомнить, как покушать попросить Учить детей эмоционально проговаривать фразы; развивать фантазию, творческие способности, ассоциативное мышление Воспитывать эмоционально-образное восприятие содержания небольших стихотворений; помочь найти средства выражения образа в движениях, мимике, жестах Социальное развитие детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности. Развивать интерес к настольному театру и приёмам вождения настольных кукол, желание участвовать в представлении Ноябрь 1 занятие «Уронили мишку на пол» по стихотворениям А.Барто Поддерживать стремление импровизировать на несложные сюжеты детских стихотворений 2 занятие Курица с цыплятами Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре, любовь к животным и желание ими любоваться 3 занятие Быстро времечко пройдет, и Цыпленок подрастет Продолжать учить рассказывать вместе сказки, развивать ассоциативное мышление 4 занятие Мы водили хоровод Воспитывать доброжелательные отношения между детьми; развивать подражательные навыки и фантазию; формировать у детей необходимый запас эмоций и впечатлений. Декабрь 1 занятие Заюшкина избушка (театр конусной игрушки) Познакомить с русской народной сказкой, помочь понять смысл произведения 2 занятие Ох, трудна работа – выгнать лису Способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов 3 занятие Возьмем Мишку на прогулку Способствовать развитию предметно-игровых действий; формировать сопровождающую речь 4 занятие Пришел Мишка с прогулки Способствовать развитию предметно-игровых действий; формировать сопровождающую речь Январь 1 занятие Потеряли котятки по дороге перчатки Развивать умение следить за развитием действия; продолжать учить передавать эмоциональное состояние персонажей. 2 занятие Отыскали перчатки, вот спасибо, котятки! Формировать навыки более точного выполнения движений, передающих характер изображаемых животных 3 занятие Встали детки в кружок – закружились как снежок Продолжать учить детей импровизировать под музыку 4 занятие Как собака друга искала Продолжать развивать познавательный интерес к театральной деятельности Февраль 1 занятие Собачке грустно. Ей не спится, с кем собачке подружиться Способствовать выражению эмоций с помощью мимики, жеста 2 занятие Без друзей нам не прожить ни за что на свете Формировать навыки общения и коллективного творчества 3 занятие В гости к сказке (Колобок) Создавать условия для развития интереса к театрализованной деятельности 4 занятие «Колобок на новый лад» по мотивам русской народной сказки Побуждать интерес к театральной игровой деятельности; обеспечивать более яркое восприятие литературного произведения Март 1 занятие Весна пришла! Способствовать формированию необходимого запаса эмоций и впечатлений 2 занятие В гости пальчики пришли Познакомить детей с театром рук 3 занятие Воробей и кот Продолжать учить детей слушать сказку; рассказывать ее вместе с воспитателем 4 занятие Хитрый воробышек обманул кота Учить детей рассказывать сказку с имитацией действий персонажей Апрель 1 занятие В гостях у дедушки Корнея Вызвать у детей радостный эмоциональный настрой 2 занятие Два веселых гуся 3 занятие Жили – были два гуся Развивать умение давать оценку поступкам действующих лиц в театре; продолжать формировать эмоциональную выразительность речи детей 4 занятие Солнышко пригревает Способствовать формированию умения детей отражать игровые действия и имитировать действия персонажей, передавать несложные эмоциональные состояния персонажей Развить пантомические навыки Ожидаемые результаты 1 года обучения: РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ: повышение интереса у детей к театральному искусству; сформированы способности анализировать героев сказок, делать простейшие обобщения; дети умеют применять в спектаклях инсценировках полученные знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев, используют различные средства выразительности речи; РАЗВИТИЕ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ: проявляют умение взаимодействовать и ладить со сверстниками в непродолжительных инсценировках или драматизациях; умеют делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями; пересказывают содержание произведения с опорой на рисунки в книге, с использованием настольного или магнитного театров, на вопросы воспитателя; могут исполнить небольшую роль в инсценировках или драматизациях при помощи взрослого. РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ: способны выразительно и эмоционально передавать игровые и сказочные образы: идет медведь, крадется кошка, бегают мышата, скачет зайка, ходит петушок, клюют зернышки цыплята, летают птички и т. д. могут самостоятельно выполнять танцевальные движения под плясовые мелодии; умеют выполнять движения, передающие характер изображаемых животных. Средняя группа (4-5 лет) Месяц Тема театрализованной деятельности Непосредственно образовательная деятельность 2 занятие Пойми меня. Язык жестов Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств 3 занятие Игровые упражнения Создание игровой мотивации 4 занятие Игры с бабушкой Забавушкой Учить вслушиваться в стихотворный текст и соотносить его смысл с выразительным движением под музыку Октябрь 1 занятие Музыка осени Познакомить детей с понятием: «Мимика»; вызывать положительный эмоциональный отклик детей 2 занятие Присказка Познакомить с зачинами в разных сказках 3 занятие Колобок Продолжать развивать и поддерживать интерес детей к театрализованной игре путем приобретения более сложных игровых умений и навыков (способность воспринимать художественный образ, следить за развитием и взаимодействием персонажей) 4 занятие Колобок, колобок – румяный бок Развивать умение разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям Ноябрь 1 занятие Колобок не тот, а другой Продолжать развивать и поддерживать интерес детей к театрализованной игре 2 занятие Речь и движения Способствовать развитию эмоционально-образного исполнения музыкально-игровых упражнений 3 занятие В гости сказка к нам пришла Развивать умение разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям 4 занятие Красная шапочка Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности в выборе роли, сюжета, средств перевоплощения Декабрь 1 занятие Поможем Красной Шапочке Развивать умение разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям 2 занятие Речевые фантазии и фантазии движений Создание игровой мотивации 3 занятие Болтливая утка Вызвать желание участвовать в играх-драматизациях; подводить детей к созданию образа героя 4 занятие Звери в гостях у Снегурочки Вызвать желание участвовать в играх-драматизациях; подводить детей к созданию образа героя, используя для этого мимику, жест, движения Январь 1 занятие Кукушка Побуждать к активному восприятию сказки; учить слушать внимательно сказку до конца и следить за развитием сюжета 2 занятие Кукушка Учить вспоминать знакомую сказку, отвечать на вопросы по ее сюжету; характеризовать героев; вместе с педагогом пересказывать сказку, показывая характер героя при помощи интонации 3 занятие В гостях у козлят 4 занятие Путешествие по сказке «Волк и семеро козлят» Февраль 1 занятие Волк и семеро козлят Продолжать развивать и поддерживать интерес детей к театрализованной игре путем приобретения более сложных игровых умений и навыков Учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами Содействовать дальнейшему развитию режиссерской игры, предоставляя место, игровые материалы 2 занятие Волк и семеро козлят на новый лад Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности в выборе роли, сюжета, средств перевоплощения 3 занятие Вежливые слова Развивать умение инсценировать стихотворения 4 занятие Терем-терем-теремок Развивать умение разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям Март 1 занятие Стоит в поле теремок Продолжать развивать и поддерживать интерес детей к театрализованной игре, способность воспринимать художественный образ 2 занятие Дайте срок, построим теремок Учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами 3 занятие Ох, красивый теремок, очень, очень он высок Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности в выборе роли, сюжета, средств перевоплощения 4 занятие Показ сказки «Теремок» родителям своей группы Развивать умение разыгрывать несложное представление по сказке; использовать для воплощения образа известные выразительные средства (интонацию, мимику, жест) Апрель 1 занятие У меня зазвонил… Развивать умение инсценировать стихотворения 2 занятие Телефон Учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами 3 занятие Только «мяу» где сыскать? Продолжать развивать умение детей разыгрывать сценки по знакомым сказкам 4 занятие Не вы ли «мяу-мяу» говорили? По следам сказок Вызвать интерес к театрализованной деятельности и желание выступать вместе с коллективом сверстников Создать радостное настроение, подвести итог занятий кружка Ожидаемые результаты 2 года обучения: РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ: умеют проявлять интерес к информации, получаемой в процессе общения; эмоционально откликаются на переживания персонажей сказок, которые готовятся к постановке; понимают и употребляют в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики (нарядный, красивый); проявляют умение объединяться с детьми для совместных действий; разделяют игровые и реальные взаимодействия; умеют планировать последовательность действий; проявляют инициативу в выборе роли, сюжета, средств перевоплощения в театрализованных играх; взаимодействуя со сверстниками, проявляют инициативу и предлагают новые роли или действия, обогащают сюжет; адекватно воспринимают в театре художественный образ; в театрализованных играх воплощаются в роли, используя художественные выразительные средства (интонация, мимика). РАЗВИТИЕ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ: в театрализованных играх умеют интонационно выделять речь персонажей; способны самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему; могут описать предмет, картину, составить рассказ по картинке, пересказать отрывок из сказки; имеют простейшие представления о театральных профессиях и могут о них рассказать; понимают и употребляют слова-антонимы; умеют образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами; могут назвать любимую сказку, прочитать наизусть понравившееся стихотворение, считалку; рассматривают иллюстрированные издания детских книг, пересказывая сюжет сказки; драматизируют (инсценирует) с помощью взрослого небольшие сказки. РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ: выполняют упражнения, демонстрируя выразительность, грациозность, пластичность движений; выполняют движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения; умеют выполнять танцевальные движения при этом, продолжая имитировать характерные движения персонажей из театрализуемого произведения. Старшая группа (5-6 лет) Месяц Тема театрализованной деятельности Непосредственно образовательная деятельность Октябрь 1 занятие Какие бывают театры? Активизировать познавательный интерес к театру, дать представление о том, какие бывают виды театров (драматический, кукольный, художественный) 2 занятие Мы в театре Продолжать знакомить детей с театром, познакомить с театральными терминами: «театр», «публика», «билеты», «касса», «спектакль» 3 занятие Мир театра Продолжать знакомить детей с понятиями: «зритель», «спектакль», «театр» 4 занятие Встреча с Феей Театра Продолжать развивать интерес к театрализованной игре путем активного вовлечения детей в игровые действия Ноябрь 1 занятие Театр Петрушки Познакомить детей с героем уличного театра Петрушкой 2 занятие Деревянные и тряпичные куклы Познакомить детей с новым словом - декорация, а также с театральнымипрофессиями костюмера и гримера 3 занятие Волшебная корзинка Закрепить умение детей самостоятельно искать способы действий для передачи образа 4 занятие Театральная афиша Расширять представление о работе художника в театре, о том, для чего нужна афиша попробовать себя в роли художников Декабрь 1 занятие Репетиция Добиваться яркой выразительности в передаче образов в соответствии с событиями и переживаниями героев, менять интонацию, выражение лица. Готовить детей к выступлению 2 занятие «Сорока-Белобока» Т.Кирсановой Продолжать совершенствование исполнительские умения детей, постановка сказки 3 занятие Сочини сказку Закрепить впечатления детей от постановки сказки «СорокаБелобока» Т.Кирсановой 4 занятие Новогодние игрушки Продолжать совершенствование умения самостоятельно придумывать движения, отражающие содержание заданной темы Январь 1 занятие Коза и волк Продолжать воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал детей 2 занятие Болтливая утка Познакомить детей с кукольным театром как видом искусства, с различными видами театральных кукол 3 занятие Волк и лиса Продолжить учить детей высказывать мнение о различных персонажах, их характере и поступках 4 занятие Три поросенка Познакомить детей с особенностями театрального искусства, его отличиями от других видов искусств (живописи, музыки, литературы) Февраль 1 занятие Страшный волк Способствовать активизации творческих проявлений детей и развитию внимания, сосредоточенности 2 занятие Дом для поросенка – крепость Развивать умение детей создавать творческие группы для подготовки и проведения спектаклей, концертов, используя все имеющиеся возможности 3 занятие Кукольный спектакль «Три поросенка» Продолжать совершенствовать художественно-образные исполнительские умения детей 4 занятие Расскажи стихи руками Продолжать подводить детей к умению последовательно пересказывать содержание сказки Март 1 занятие Весенняя сказка Знакомство с драматическим театром, его особенностями 2 занятие Снегурочка с подружками Продолжать развивать интерес к театрализованной игре путем активного вовлечения детей в игровые действия 3 занятие Гори, гори ясно Развивать у детей способность самостоятельно ориентироваться в средствах музыкальной выразительности при передаче образа 4 занятие Снегурочка Воспитывать у детей интерес к народному творчеству, желание приобщиться к нему Апрель 1 занятие 2 занятие Наше настроение Продолжать знакомить детей с эмоциями Вот какие чудеса! Продолжать совершенствовать интонационную выразительность 3 занятие Весна Закреплять умения активно пользоваться мимическими мышцами в зависимости от эмоционального состояния, и через внешнюю технику создавать внутренний эмоционально – положительный настрой 4 занятие Играем сказку Итоговое занятие «В мире театра» Продолжать развивать артистические способности; показ сказки для воспитанников младших групп Вызвать у детей радостное настроение, создание дружеской атмосферы Ожидаемые результаты 3 года обучения: РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ: использует различные источники информации, способствующие обогащению игры (кино, литература, экскурсии и др.); эмоционально тонко чувствует переживания близких взрослых, детей, персонажей сказок и историй, мультфильмов и художественных фильмов, кукольных спектаклей; проявляет эмоциональное отношение к литературным произведениям, выражает свое отношение к конкретному поступку литературного персонажа; понимает скрытые мотивы поведения героев произведения; проявляет чуткость к художественному слову, чувствует ритм и мелодику поэтического текста; проявляет эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие, интерес к искусству; придерживается в процессе игры намеченного замысла, оставляя место для импровизации. Находит новую трактовку роли и исполняет ее. Может моделировать предметно-игровую среду. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ: игровое взаимодействие сопровождает речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли; использует все части речи, активно занимается словотворчеством, использует синонимы и антонимы; проявляет умение работать коллективно, договариваться со сверстниками о том, кто какую часть работы будет выполнять; если при распределении ролей в игре возникают конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения, решает спорные вопросы и улаживает конфликты с помощью речи: убеждает, доказывает, объясняет; может самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему; способен принять задачу на запоминание, помнит поручение взрослого, может выучить небольшое стихотворение; умеет связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы; понимает образный строй спектакля: оценивает игру актеров, средства выразительности и оформление постановки; в беседе о просмотренном спектакле может высказать свою точку зрения; владеет навыками театральной культуры: знает театральные профессии, правила поведения в театре; участвует в творческих группах по созданию спектаклей («режиссеры», «актеры», «костюмеры», «оформители» и т. д.); пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения; составляет по плану и образцу рассказы о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия; различает жанры литературных произведений. РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ: ориентируется в окружающем пространстве, понимает смысл пространственных отношений (вверху — внизу, впереди — сзади, слева — справа, между, рядом с, около и пр.); умеет устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом), определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра; умеет выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами; передавать несложный музыкальный ритмический рисунок; инсценирует игровые песни, придумывает варианты образных движений в играх и хороводах. Подготовительная к школе группа (6-7 лет) Месяц Тема театрализованной деятельности Непосредственно образовательная деятельность Октябрь 1 занятие Мимика Побуждать детей к импровизации с использованием доступных средств выразительности, развивать умение передавать через движения тела характер животных расширять представления детей о мире театра, о театральных профессиях, стимулировать их интерес к театральному искусству 2 занятие Страна «Театралия» 3 занятие Сила голоса Совершенствовать навыки артикуляционной гимнастики 4 занятие Импровизация Совершенствовать у детей художественно-образные исполнительские умения Ноябрь 1 занятие Конкурс «Игрушка для театрального уголка своими руками». Демонстрация театра на фланели Приобщать к театральному искусству через изготовление игрушек для театрального уголка 2 занятие Театр на пальце Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности 3 занятие Театр теней Освоение навыками деятельности 4 занятие Театр на руке Закрепить знания детей о видах театра на руке: пальчиковый, теневой, варежковый; с процессом их изготовления Декабрь 1 занятие Мимика и жесты Развиваем воображение; учимся с помощью мимики передавать настроение, эмоциональное состояние. 2 занятие Конусный настольный театр Формировать представления о настольном театре, учить изготовлять персонажи, декорации для него, подбирать атрибуты 3 занятие Рисуем театр (конкурс рисунков «В театре») Знакомство с куклами бибабо Зимнее царство Организация выставки и награждение грамотами и призами победителей конкурса Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. Развиваем мелкую моторику рук в сочетании с речью. Развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий Январь 1 занятие Слух и чувство ритма Развивать слух и чувство ритма, вызывать интерес к театральной деятельности желание выступать вместе с коллективом сверстников, воспитывать культуру общения 2 занятие Театральные игры Вызвать у детей эмоциональный настрой на сказку; воспитывать уверенность в себе, в своих силах и возможностях 3 занятие Знакомство с кукламиговорунчиками Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности 4 занятие Знакомство со штоковым театром Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности Февраль 1 занятие Путешествие в волшебный мир театра. Театр марионеток Закрепить знания детей о театре, истории возникновения театра, театра марионеток 2 занятие Театр деревянных фигурок, резиновых игрушек Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности 3 занятие Магнитный Театр. Театр кукол-оригами Ощутить себя «творцами» кукол, изготовление кукол-оригами для театра 4 занятие владения данным видом театральной Фантастическое путешествие Спортивнотеатрализованный праздник Прививать навыки здорового образа жизни; воспитывать выносливость, смекалку, ловкость; тренировать внимание и музыкальную память Март 1 занятие Театр масок Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности 2 занятие Сказки А.С. Пушкина Продолжать знакомить детей с произведениями А.С.Пушкина через театрализованную деятельность 3 занятие Театральные фантазии. КВН Расширять кругозор детей 4 занятие КВН по театрализованной деятельности для родителей Расширять кругозор родителей по театрализованной деятельности Апрель 1 занятие Настоящие друзья Способствовать расширению театральной деятельности 2 занятие Беседа о дружбе и друзьях по рассказам В.Осеевой Способствовать развитию общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками Развитие эмоциональной, связно - речевой сферы у детей Артикуляционная гимнастика 3 занятие От игры — до спектакля Активизировать познавательный интерес деятельности, сценическому творчеству Театральный калейдоскоп Продолжать совершенствовать исполнительные умения и навыки детей в создании художественного образа средствами драматургии. 4 занятие 4 занятие представлений к детей о театре, театрализованной Ожидаемые результаты 4 года обучения: РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ: самостоятельно отбирают или придумывает разнообразные сюжеты игр; придерживаются в процессе игры намеченного замысла, оставляя место для импровизации. Находит новую трактовку роли и исполняет ее; понимают образный строй спектакля: оценивает игру актеров, средства выразительности и оформление постановки; в беседе о просмотренном спектакле могут высказать свою точку зрения; владеет навыками театральной культуры: знает театральные профессии, правила поведения в театре; участвуют в творческих группах по созданию спектаклей («режиссеры», «актеры», «костюмеры», «оформители» и т. д.); способны предложить собственный замысел и воплотить его в рассказе. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ: пересказывают и драматизирует небольшие литературные произведения; сопереживают персонажам сказок, историй, рассказов. РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ: инсценируют игровые песни, придумывает варианты образных движений в играх и хороводах; умеют выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами; передавать несложный музыкальный ритмический рисунок 1.2.1 Учебный план для детей 6 – 7 лет № Тема 1. Основы театральной культуры Актерское мастерство Основы кукловождения Техника речи 1.1. 1.2. 1.3. Основные принципы драматизации 3. Развитие музыкальности 400. Танцевальная мозайка 3.1. Работа над спектаклем 2. Количество часов (1час =1 занятие) Всего Теория практика 18 3 15 Формы контроля Беседа 6 1 5 наблюдение 6 1 5 6 1 5 8 1 7 8 1 7 30 7 23 Наблюдение 30 7 23 Развлечение открытое Наблюдение 1.2.2 Содержание учебно – тематического плана 1.Основы театральной культуры: Теория: - познакомить детей с особенностями театрального синтетическим характером, коллективностью творчества искусства, Практика: Беседа о театре на тему « Театр – это радость, театр – это необычный мир! 1.1.Актерское мастерство его Теория: -развивать произвольное внимание, памятть, наблюдательность -уметь согласовывать свои действия с партнерами -совершенствовать навыки действий с воображаемыми предметами Практика: -этюды, игра на воображение и фантазию «Угадай, что я делаю», « Превращение предмета», « Тень» 1.2. Основы кукловождения Теория - совершенствовать приемы кукловождения куклами театра Петрушек, театра на фланелеграфе Практика - куклы, плоскостные фигуры «Три поросенка» 1.3. Техника речи Теория Развивать речевое дыхание Учить пользоваться интонациями, улучшать дикцию Расширять диапазон и силу звучания голоса Расширять образный строй речи Практика Упражнения на дыхание, артикуляционная гимнастика Беседа по сказке «Проколотый мяч» Творческая игра со словами, скороговорками «Поезд» 2. Основные принципы драматизации Теория Развивать интерес к играм-драматизациям, поддерживать радостное настроение Поощрять доброжелательное отношение друг к другу Практика Драматизация в костюмах с декорациями «Расскажи про покупки» 3.Развитие музыкальности Теория Закреплять умения сочинять песни в определенном жанре на заданный текст в характере своего героя Практика «Марш солдатиков» ( в жанре марша) «Кукла» ( в жанре вальса) «Птичка» ( в жанре польки) 4.Танцевальная мозайка Теория Передача настроения музыки танцевальными движениями Практика Развивать чувство ритма и координацию движений. Формировать пластику, культуру движения, их выразительность. Учить детей слушать музыку, понимать ее настроение, характер и передавать их танцевальными движениями (Битва Щелкунчика с мышиным королем») 5.Работа над спектаклем Теория Обогащать детей яркими впечатлениями, воспитывать умение следить за ращзвитием действия, концентрация внимания до конца спектакля Практика Демонстрация сказки « Три поросенка» для детей младших групп и родителей. 1.3 Планируемые результаты РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ: - самостоятельно отбирают или придумывает разнообразные сюжеты игр; - придерживаются в процессе игры намеченного замысла, оставляя место для импровизации. Находят новую трактовку роли и исполняют ее; - понимают образный строй спектакля: оценивает игру актеров, средства выразительности и оформление постановки; - в беседе о просмотренном спектакле могут высказать свою точку зрения; - владеют навыками театральной культуры: знают театральные профессии, правила поведения в театре; - участвуют в творческих группах по созданию спектаклей («режиссеры», «актеры», «костюмеры», «оформители» и т. д.); - способны предложить собственный замысел и воплотить его в рассказе. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ: - пересказывают и драматизирует небольшие литературные произведения; - сопереживают персонажам сказок, историй, рассказов. РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ: - инсценируют игровые песни, придумывает варианты образных движений в играх и хороводах; - умеют выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами; передавать несложный музыкальный ритмический рисунок 2. «Комплекс организационно – педагогический условий» 2.1.1 Календарный учебный график Форма Общая Режим Теория Практ обучени продолж занятий ика Коли (кол-во ительно (кол-во я честв час.) (колсть час.) о во (календа в день часов час.) рных дней) Очная 56 1 56 11 45 Сам.р абота (колво час.) - Промеж Итоговая уточная аттестаци аттестац я ия (кол-во (кол-во час, вид час, вид ИА) ПА) 1 1 Наблюд ение Открыто е развлече ние 2.1.2 Условия реализации программ Материально-техническое обеспечение. Помещение: музыкальный зал, оснащенный по ФГОС, оборудованный в соответствии с СанПиН. Для хранения декораций, костюмов и атрибутов - кладовая комната. Дидактическое и техническое оснащение: фортепиано ноутбук видео-, аудио-, CD проигрыватели видеотека игротека фонотека детских песен, стихов, сказок подборка детских стихов, пьес и сценариев комплекты настольных театров атрибуты для игр элементы костюмов шапочки и маски для игр-драматизаций декорации, ширмы детские музыкальные инструменты шумовые игрушки резиновые игрушки методическая литература, наглядно-демонстрационный материал. Кадровое обеспечение. Реализация Программы обеспечивается педагогическими работниками и другими специалистами, имеющими соответствующее среднее профессиональное образование или высшее образование без предъявления требований к стажу работы по специальности. 2.1.3 Формы аттестации С момента поступления ребенка в театральный кружок проводится педагогический мониторинг с целью выявления уровня обучения и развития, формирования способностей, определения задач индивидуального развития: В соответствии с положением МАДОУ №134 аттестация не осуществляется, но есть: - первичный контроль; - промежуточный контроль; - итоговый контроль. Оценка достижения планируемых результатов осуществляется с помощью авторских методик Т.С. Комаровой, В.А.Деркунской, Е.А. Антипиной. («Программа педагогического мониторинга» представлена в Приложении № 1 к программе) Общеобразовательная общеразвивающая программа предусматривает следующие формы контроля: - Вводный контроль (первичная диагностика) проводится в начале учебного года для определения уровня подготовки овоспитанников. Форма проведения – педагогическое наблюдение. - Текущий контроль уровня теоретических знаний, практических навыков и умений осуществляется на каждом занятии: беседа, опрос, наблюдение педагога за практической деятельностью, просмотры и контрольные упражнения, взаимооценка, оценка педагогом, выполненной учащимся работы. Промежуточный контроль проводится в декабре-январе месяце в форме открытого занятия. - Итоговый контроль проводится в конце учебного года и по окончанию образовательной программы (апрель) в виде итогового развлечения. Формы итоговой аттестации – открытое занятие-развлечение для родителей. Приложение №1 Оценка театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста (Т.С. Комарова) Основы театральной культуры Справился: Справился частично: Не справился: 3 балла 2 балла 1 балл Проявляет устойчивый Интересуется театральной деятельностью Не проявляет интереса к интерес к театральному театральной деятельности. искусству и Знает правила поведения в театрализованной театре деятельности. Знает правила поведения в театре Называет различные виды Использует свои знания театра, знает из различия в театрализованной деятельности Затрудняется назвать различные виды театра может охарактеризовать театральные профессии Речевая культура Понимает главную идею Понимает главную идею Понимает содержание литературного произведения, поясняет свое высказывание литературного произведения произведения Дает подробные словесные характеристики главных и второстепенных героев Дает словесные характеристики главных и второстепенных героев Различает главных и второстепенных героев Творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения Выделяет и может охарактеризовать единицы Затрудняется выделить Умеет пересказывать произведение от разных лиц, В пересказе использует используя языковые и интонационно-образные единицы сюжета сюжета средства языковой выразительности (эпитеты, Пересказывает произведение с помощью педагога сравнения, образные выражения) средства выразительности речи Эмоционально-образное развитие Творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев, использует различные средства воспитателя Владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать, используя мимику, жест, позу, движение, требуется помощь выразительности Различает эмоциональные состояния и их характеристики, но затруднятся их продемонстрировать средствами мимики, жеста, движения Навыки кукловождения Импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем Использует навыки кукловождения в работе над Владеет элементарными навыками кукловождения Спектаклем Музыкальное развитие Импровизирует под музыку разного характера, создавая выразительные пластические образы Передает в свободных Затрудняется в создании пластических движениях пластических образов в характер музыки соответствии с характером музыки Свободно подбирает музыкальные характеристики героев, музыкальное сопровождение к частям сюжета Самостоятельно выбирает музыкальные характеристики героев, музыкальное сопровождение Затрудняется выбрать музыкальную характеристику к частям сюжета из педагогом героев из предложенных предложенных педагогом Самостоятельно использует музыкальное сопровождение на ДМИ, свободно исполняет песню, С помощью педагога использует детские музыкальные инструменты, танец в спектакле подбирает музыкальное Затрудняется в игре на детских музыкальных инструментах и подборе знакомых песен к спектаклю сопровождение, исполняет песню, танец Основы изобразительно-оформительской деятельности Самостоятельно создает эскизы к основным действиям спектакля, эскизы Создает эскизы декораций, персонажей и основных действий спектакля Создает рисунки на основные действия спектакля Создает по эскизу или Затрудняется в изготовлении декораций из различных материалов персонажей и декораций с учетом материала, из которого их будут изготовлять Проявляет фантазию в изготовлении декораций и персонажей к спектаклям для различных видов театра Словесной характеристикеинструкции декорации из различных материалов Основы коллективной творческой деятельности Проявляет инициативу, Проявляет инициативу и Не проявляет инициативы, согласованность действий пассивен на всех этапах с партнерами, творческую согласованность действий с партнерами в планировании коллективной активность на всех этапах деятельности работы над спектаклем работы над спектаклем Приложение №2 Карта оценки образовательных результатов обучающегося Ф.И.О.составителя__Виноградова_____Е.А. ДООП«Театральная __мастерская» Год обучения__1год_______ Возраст обучающихся_______6-7лет_ Тема «Страна Театралия» Опыт освоения теоретической информации (объём, прочность, глубина), Проявляет устойчивый интерес к театральному Характеристика высокого уровня результативности Удовле творит ельно Хорош о Очень хорош о Характерис Оценка уровня тика результативности низкого уровня результатив ности 1 2 3 4 5 Информаци я не освоена Очень слабо Слабо _ Параметры результативност и реализации программ Информация освоена полностью в соответствии с задачами программы искусству и театрализованно й деятельности. Знает правила поведения в театре Опыт практической деятельности (степень освоения способов деятельности: умения и навыки), инсценируют игровые песни, придумывает варианты образных движений в играх и хороводах умеют выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами; передавать несложный музыкальный ритмический рисунок Способы деятельност и не освоены Способы деятельности освоены полностью в соответствии с задачами программы Опыт эмоциональноценностных отношений (вклад в формирование личностных качеств учащегося), Творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев, Отсутствует позитивный опыт эмоциональ ноценностных отношений (проявление элементов агрессии, защитных реакций, негативное, неадекватно е поведение) Приобретён полноценный, разнообразный, адекватный содержанию программы опыт эмоциональноценностных отношений, способствующий развитию личностных качеств учащегося Опыт творчества Проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем Освоены элементы репродукти вной, имитационн ой деятельност и Приобретён опыт самостоятельной творческой деятельности (оригинальность, индивидуальность, качественная завершенность результата) Опыт общения, общение и взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками Общение отсутствова ло (ребёнок закрыт для общения) Приобретён опыт взаимодействия и сотрудничества в системах «педагогучащийся» и «учащийсяучащийся». Доминируют субъектсубъектные отношения Осознание ребёнком Рефлексия отсутствует Актуальные достижения ребёнком актуальных достижений. Фиксированный успех и вера ребёнка в свои силы (позитивная «Яконцепция») Мотивация и осознание перспективы, совершенствова ть исполнительные умения и навыки детей в создании художественног о образа средствами драматургии. осознаны и сформулированы Мотивация и осознание перспектив ы отсутствую т Стремление ребёнка к дальнейшему совершенствованию в данной области (у ребёнка активизированы познавательные интересы и потребности) № ФИ ребенк а Иванов Андрей Проявляет инициативу,согласованность действий с партнерами, творческую а ктивность на всех этапах работы над спектаклем Импровизирует под музыку разного характера, создавая выразительные пластические образы Творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев Умеет пересказывать произведение от разных лиц, используя языковые и интонационно-образные средства выразительности речи Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Знает правила поведения в театре Лист оценки Ф.И.О. составителя__Виноградова__Е._А______________________________________ ДООП«Театральная____мастерская»___________________________________ Год обучения____1год__________________________________________ Возраст обучающихся_____6-7лет___________________ Тема__Страна Театралия____________________________________________ Список литературы для реализации Программы Н.Ф. Сорокина. Играем в кукольный театр. - М. 1999г. Л.П. Макарова. Театрализованные праздники для детей. - Воронеж 2009г. Татьяна Рик. Сказки и пьессы для семьи и детского сада. - Москва 2008г. Н. Сорокина, Л. Миланович. Кукольный театр для самых маленьких. Москва 2009г. Л.Е. Белоусова. Добрые досуги. Санкт - Петербург 2008г. Н.А. Рыжова. Не просто сказки. Москва 2002г. Артемова Л.В. Театральные игры дошкольников. – М., 1991г. Власенко О.П. Театр кукол и игрушек в ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2009г. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1967г. Гальцова Е.А. Дошколятам досуг – хороший друг - познавательные, развлекательные, конкурсные и игровые мероприятия для старших дошкольников. – Волгоград: Учитель, 2008г. 11. Григорьева Т.С. Программа «Маленький актер» для детей 5-7 лет. Москва, 2012г. 12. Караманенко Т.Н. Кукольный театр в детском саду. – М.: Просвещение, 1989г. 13. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль: Академия развития, 1997г. 14. Салтыков А.Б. Самое близкое искусство. – М.: Просвещение, 1999г. 15. Ходонович Л. С. – Ребенок. Игра. Творчество: в 2ч. Ч.I,II Теоретические основы/ Акад. последип. образования. – 2-е изд. - Мн., 2004г. 16. Ходонович Л. С. Необыкновенные знакомства: Учеб.пособие для воспитанников ст. ступени (от пяти до шести лет) учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования / Л. С. Ходонович. - Мн.: Сэр-Вит, 2004г. 17. Практическое пособие по хореографии для муз. руководителей дошкольных учреждений и нач. школы / Авт.-сост. Т. О. Шалар.- Мозырь: ООО ИД "Белый Ветер", 2002г. 18. Л.В.Артемов, «Театрализованные игры дошкольников»- М., «Просвещение», 1991г. 19. Я.К. Крез, «Сказку вспомнить нужно» — Мозырь, «Белый ветер», 2020г. 20. О.Г.Ксенда, О.Д.Негай, «Комплексы развивающих игр»- Мозырь, «Белый ветер», 2014г. 21. М.Д.Маханева, «Театрализованные занятия в детском саду»- М., 2001г. 22. Л.М.Шипицина, «Азбука общения»- С-Петербург, «Детство-Пресс», 2004г. 23. Кисилева О.И. «Развитие творческих способностей детей средствами театрально–игровой деятельности». Методическое пособие.-Томск, 2003 г.. 24. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. «Театрализованные игры в детском саду». -Москва, «Школьная Пресса». 2000 г. 25. .Программа «Театр – творчество - дети» Н.Ф. Сорокина, журнал «Дошкольное воспитание» №. 8,9,11 /1996г. 26. Э.Г.Чурилова. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и мл.шк. (м). - М.:Владос, 2004г. 27. Ж.Е. Фирилева, Е.Г.Сайкина “Са-фи-дансе”, танцевально-игровая гимнастика для детей – С.Петербург , “Детство-Пресс”, 2006г. Список литературных произведений для детей: И.Петров “Передавалки” И.Петров“Веселые превращения” Рус.нар. сказки «Теремок», «Колобок» М.Картушин“Козлик”, “Кто за кем идет” Я.Аким “Васька-козел” М.Чистякова “Цветок” Чистоговорка “Ах, трава-мурава” 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. В.Берестов “Подснежник” В.Катаев “Цветик-семицветик” В.Корнилов “Колобок на новый лад” И.Петров “Лиса” В.Шульжик “Уронила белка шишку” М.Картушин “Тропинка”, “Зайкина зарядка” Э.Мошковская“Вежливые слова” рус.нар. сказка “Снегурочка” Л.Олиферова “Снеговик” М.Чистякова “Ручеек” Н.Нищев “Как подул Дед Мороз” И.Суриков “Зима” А.Ануфриева “На дворе мороз и ветер” О.Высотская “Мы слепили снежный ком” М.Картушин “Снежная баба” Б.н.игра “Мороз” Р.н.игра “Гори, гори, ясно” Н.Якимов“Облака” Ф.Тютчев“Весенние воды” Т.Буденная “Чашечка” М.Картушин “Болтушка” И.Лопухин“Балалайка” А.Апухтин “Кузнечик” Список музыкальных произведений для детей: Ходонович Л.С., "Чудесный молоточек" Ходонович Л.С. Игра "Король и принцесса" Ходонович Л.С - игра "Стань артистом" Ходонович Л.С - игра "Подскажи голосок" Ходонович Л.С. - игра "Кто споет выразительней" Ходонович Л.С. "Кто приехал в зоопарк" Ходонович Л.С. "Каза-манюка» Ходонович Л.С. Игра "Чья фигура лучше?" Г.НикашинаПИ-М " Балерины" Г.Никашина МИЭ "Пляшем сидя" Г.НикашинаИ-Э, "Ветер" Г.НикашинаВРИ "Цветы" Г.НикашинаИ-Э "Колокольчики" М. Красев “Волк и семеро козлят” Д. Кабалевский “Три характера” П.И.Чайковский “Вальс цветов” Н.А.Римский-Корсаков,опера “Снегурочка” - Песня и пляска птиц из пролога - Ария Снегурочки - Океан — море синее - Пляска скоморохов - Третья песня Леля - Хор «Проводы масленицы» “Метелица” р.н.п. А. Вивальди “Зима” И.Демьянов, хороводная игра “Снежная баба” М. Красев, опера “Муха Цокотуха” Э.Григ “Бабочки” Танец-игра “Паучок” Б.Савельев,«Зверобика» Танцевально-игровая гимнастика для детей “Са-фи-дансе” -Ритмические танцы: «Кузнечик» «Старый жук» «Слоненок» «Травушка-муравушка» «Приходи, сказка» «Сосулька» «Четыре таракана и сверчок» -Игры «Два мороза» «Отгадай, чей голосок» «Нам не страшен серый волк» -Игры-путешествия «В мире музыки и танца» «Лесные приключения» «На лесной опушке» «Поход в зоопарк» «Приходи, сказка» «Цветик-семицветик» Список произведений изобразительного искусства для детей: Ю.И.Жуковский “Золотая осень” И.С.Остроухов “Золотая осень” И.Савич «Веселый зоосад» (иллюстрация) А.Саврасов “Хоровод” В. М. Васнецов «Снегурочка» К. А. Васильев «Гуси-лебеди» И. Олейников,иллюстрации к сказке «Муха-цокотуха» И. Олейников,иллюстрации к сказке «Дюймовочка» Я. Хорева, иллюстрации к сказкам Нурия, иллюстрации к сказке «Теремок», «Волк и семеро козлят» АртутРэкхем, иллюстрации к сказке «Три медведя» Перечень вспомогательного материала: Рооу, кинофильм “Снегурочка” кинофильм “Мама” музыкальные инструменты шумовые (орфовские) инструменты лоскуты тканей коробочки, хранящие запахи карандаши краски пластилин Заключение Реализация Программы театральной студии «Театральная мастерская» обеспечивает развитие творческих способностей дошкольников их неповторимой индивидуальности, активизацию интереса дошкольников и их родителей к искусству театра, к разным его видам, развитию у дошкольников познавательных процессов, восприятия чувства слова, навыков межличностного взаимодействия. Дети имеют представление о театре, как о виде искусства, особенностях театра, его устройстве, умеют свободно ориентироваться на сцене, имеют артистические навыки и исполнительские умения, представления о сценической и зрительской культуре. Благодаря Программе у выпускников детского сада развиты творческие способности, познавательная активность, выработано умение строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, им легче адаптироваться в новом коллективе, они быстрее усваивают вновь вводимые навыки общения.