| Зарегистрирован в Минюсте РФ 2 февраля 2011 г.  Регистрационный N 19676 В соответствии с пунктом 5.2.58 Положения о Министерстве образования и
 науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства 
Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 337 (Собрание законодательства 
Российской Федерации, 2010, N 21, ст. 2603; N 26, ст. 3350), приказываю: Утвердить прилагаемые федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников. Министр А. Фурсенко Приложение Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников1. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части 
охраны здоровья обучающихся, воспитанников (далее - Требования) 
представляют собой систему необходимых условий, обеспечивающих 
сохранение и укрепление физического и психологического здоровья 
обучающихся, воспитанников. 2. Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. 3. Требования сформированы с учетом факторов, оказывающих влияние на состояние здоровья обучающихся, воспитанников: социальные, экономические и экологические условия окружающей действительности; факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к ухудшению здоровья обучающихся, воспитанников; фактор значительного временного разрыва между воздействием и 
негативным популяционным сдвигом в здоровье обучающихся, воспитанников и
 всего населения страны в целом; система знаний, установок, правил поведения, привычек, формируемых у обучающихся, воспитанников в процессе обучения; особенности отношения обучающихся, воспитанников к своему здоровью, 
существенно отличающиеся от таковых у взрослых, связанные с отсутствием у
 них опыта "нездоровья" (за исключением детей с хроническими 
заболеваниями), неспособностью прогнозировать последствия своего 
отношения к здоровью, невосприятием деятельности, связанной с 
укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, как актуальной и 
значимой. 4. Настоящие Требования включают восемь групп требований: 1) целостность системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников; 2) соответствие инфраструктуры образовательного учреждения условиям здоровьесбережения обучающихся, воспитанников; 3) рациональная организация образовательного процесса; 4) организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в образовательном учреждении; 5) организация системы просветительской и методической работы с 
участниками образовательного процесса по вопросам здорового и 
безопасного образа жизни; 6) организация профилактики употребления психоактивных веществ обучающимися, воспитанниками; 7) комплексное сопровождение системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников; 8) мониторинг сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников. 5. Требования к целостности системы формирования культуры здорового и
 безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников включают: 1) системность деятельности по вопросам здоровьесбережения (отражение
 в основной образовательной программе образовательного учреждения, 
уставе и локальных актах образовательного учреждения направлений 
деятельности, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, 
безопасный образ жизни обучающихся, воспитанников); 2) взаимодействие образовательного учреждения с органами 
исполнительной власти, правоохранительными органами, научными 
учреждениями, учреждениями дополнительного образования детей, культуры, 
физической культуры и спорта, здравоохранения и другими 
заинтересованными организациями по вопросам охраны и укрепления 
здоровья, безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников; 3) преемственность и непрерывность обучения здоровому и безопасному 
образу жизни (здоровью) на различных ступенях, уровнях образования; 4) комплексный подход в оказании психолого-педагогической, 
медико-социальной поддержки различных групп обучающихся, воспитанников; 5) непрерывность отслеживания сформированности здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников. 6. Требования к соответствию инфраструктуры образовательного 
учреждения условиям здоровьесбережения обучающихся, воспитанников 
включают: 1) соответствие состояния и содержания территории, здания и 
помещений, а также и их оборудования (для водоснабжения, канализации, 
вентиляции, освещения) требованиям санитарных правил, требованиям 
пожарной безопасности, требованиям безопасности дорожного движения; 2) наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся,
 воспитанников, а также для хранения и приготовления пищи в соответствии
 с требованиями санитарных правил; 3) оснащение учебных кабинетов, спортивных сооружений необходимым 
оборудованием и инвентарем в соответствии с требованиями санитарных 
правил для освоения основных и дополнительных образовательных программ; 4) обеспечение учебных кабинетов, спортивных залов и других помещений
 для пребывания обучающихся, воспитанников естественной и искусственной 
освещенностью, воздушно-тепловым режимом в соответствии с требованиями 
санитарных правил; 5) оснащение в соответствии с требованиями санитарных правил 
помещений для работы медицинского персонала оборудованием для проведения
 профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной 
направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний, оказания
 первой медицинской помощи; 6) наличие в учебных помещениях здоровьесберегающего оборудования, 
используемого в профилактических целях, информационного оборудования по 
безопасности жизнедеятельности в соответствии с требованиями санитарных 
правил; 7) наличие в образовательном учреждении квалифицированных 
специалистов, обеспечивающих проведение оздоровительной работы с 
обучающимися, воспитанниками (медицинские работники, учителя 
(преподаватели) физической культуры, логопеды, психологи, педагоги 
дополнительного образования, социальные педагоги, тьюторы); 8) сформированность культуры здоровья педагогических и 
научно-педагогических работников образовательного учреждения (наличие 
знаний и умений по вопросам использования здоровьесберегающих методов и 
технологий; здоровьесберегающий стиль общения; образ жизни и наличие 
ответственного отношения к собственному здоровью). 7. Требования к рациональной организации образовательного процесса содержат: 1) включение в основную общеобразовательную программу разделов по 
формированию культуры здорового и безопасного образа жизни, включение в 
основную профессиональную образовательную программу учебных модулей по 
формированию культуры здорового и безопасного образа жизни; 2) реализацию дополнительных образовательных программ, 
ориентированных на формирование ценности здоровья и здорового образа 
жизни, которые могут быть реализованы как в урочной (аудиторной), так и 
во внеурочной (внеаудиторной) деятельности; 3) наличие и реализацию проектов (целевая программа, программа 
экспериментальной работы) спортивно-оздоровительной направленности; 4) соблюдение санитарных норм, предъявляемых к организации 
образовательного процесса (объем нагрузки по реализации основных и 
дополнительных образовательных программ, время на самостоятельную 
учебную работу, время отдыха, удовлетворение потребностей обучающихся в 
двигательной активности), в том числе при введении в образовательный 
процесс педагогических инноваций; 5) использование форм, методов обучения и воспитания, педагогических 
технологий, адекватных возрастным возможностям и особенностям 
обучающихся, воспитанников; 6) использование в образовательном процессе здоровьесберегающих приемов, методов, форм, технологий; 7) соблюдение норм двигательной активности при организации 
образовательного процесса в соответствии с требованиями санитарных 
правил; 8) соблюдение здоровьесберегающего режима обучения и воспитания, в 
том числе при использовании технических средств обучения, 
информационно-коммуникационных технологий, в соответствии с требованиями
 санитарных правил; 9) учет индивидуальных особенностей развития обучающихся, воспитанников при организации образовательного процесса; 10) обеспечение благоприятных психологических условий образовательной
 среды (демократичность и оптимальная интенсивность образовательной 
среды, благоприятный эмоционально-психологический климат, содействие 
формированию у обучающихся адекватной самооценки, познавательной 
мотивации). 8. Требования к организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в образовательном учреждении включают: 1) организацию физкультурно-оздоровительной работы с обучающимися, воспитанниками всех групп здоровья; 2) организацию занятий по лечебной физкультуре для обучающихся, 
воспитанников в соответствии с медицинскими показаниями по результатам 
медицинского профилактического осмотра; 3) выполнение комплекса упражнений во время регламентированных 
перерывов для снижения нервно-эмоционального напряжения, утомления 
зрительного анализатора, устранения влияния гиподинамии, гипокинезии, а 
также предотвращения развития познотонического утомления; 4) организацию динамических пауз (динамических перемен), 
физкультминуток на уроках, занятиях, способствующих эмоциональной 
разгрузке и повышению двигательной активности; 5) организацию работы спортивных секций, кружков, клубов и создание 
условий, соблюдение режима их (секций, кружков, клубов) работы в 
соответствии с требованиями санитарных правил; 6) организацию воспитательной, внеурочной (внеаудиторной) 
деятельности физкультурно-оздоровительной направленности на каждой 
ступени общего образования и в системе профессионального образования; 7) организацию физкультурных и спортивных мероприятий с обучающимися,
 воспитанниками по видам спорта и комплексных мероприятий (спартакиад, 
универсиад, олимпиад, соревнований, дней спорта, дней здоровья); 8) обеспечение участия обучающихся, воспитанников в региональных, 
межрегиональных, всероссийских физкультурных мероприятиях и спортивных 
мероприятиях. 9. Требования к организации системы просветительской и методической 
работы с участниками образовательного процесса по вопросам здорового и 
безопасного образа жизни включают: 1) организацию взаимодействия образовательного учреждения с 
организациями (учреждениями) физической культуры и спорта, туризма, 
культуры, здравоохранения, гражданской обороны, защиты населения и 
территорий от чрезвычайных ситуаций, правоохранительными органами по 
проведению физкультурных мероприятий, спортивных мероприятий, 
мероприятий по формированию безопасного образа жизни, занятий по 
профилактике вредных привычек, массовых мероприятий здоровьесберегающей 
направленности; 2) организацию взаимодействия образовательного учреждения с 
общественностью по вопросам сохранения и укрепления здоровья 
обучающихся, воспитанников, профилактики у них вредных привычек, 
формирования безопасного образа жизни; 3) наличие в фонде информационно-библиотечного центра (библиотеки, 
медиатеки) образовательного учреждения детской, научно-публицистической,
 научно-методической литературы, периодических изданий, информационных 
ресурсов по вопросам здоровья, здоровьесбережения, ведения здорового 
образа жизни, занятий физической культурой и массовым спортом, 
организации подвижных игр, выбора оптимальной двигательной нагрузки; 4) наличие и периодическое обновление информации, посвященной 
проблемам сохранения здоровья, организации и ведения здорового образа 
жизни на различных информационных носителях, информационных стендах и 
(или) на сайте образовательного учреждения; 5) наличие и реализацию плана методических мероприятий, повышения 
квалификации педагогических и научно-педагогических работников по 
различным вопросам возрастной психологии и физиологии, развития 
человека, его здоровья, факторов, положительно и отрицательно влияющих 
на здоровье и безопасность обучающихся, воспитанников, 
здоровьесберегающих технологий. 10. Требования к организации профилактики употребления психоактивных веществ обучающимися, воспитанниками включают: 1) реализацию превентивных программ, направленных на предотвращение 
употребления психоактивных веществ (далее - ПАВ) обучающимися, 
воспитанниками; 2) выявление факторов риска распространения в подростковой, 
молодежной среде ПАВ и оценку эффективности реализуемых в 
образовательном учреждении превентивных программ; 3) наличие безопасной поддерживающей образовательной среды 
(благоприятный психологический климат, реализация тезиса 
"образовательное учреждение - территория, свободная от ПАВ", система 
работы с педагогическими и научно-педагогическими работниками 
образовательного учреждения по повышению компетентности в области 
создания условий, предупреждающих закрепление зависимых форм поведения). 11. Требования к комплексному сопровождению системы формирования 
культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников
 включают: 1) использование рекомендованных и утвержденных методов профилактики заболеваний, не требующих постоянного наблюдения врача; 2) организацию в соответствии с требованиями санитарных правил 
качественного горячего питания обучающихся, воспитанников, 
соответствующего их энергозатратам, с учетом энергетической ценности 
продуктов и сбалансированности рациона; 3) наличие системы комплексной педагогической, психологической и 
социальной помощи обучающимся, воспитанникам с ограниченными 
возможностями здоровья; 4) привлечение педагогических и медицинских работников к реализации 
всех направлений работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся,
 воспитанников, просвещению родителей (законных представителей); 5) привлечение педагогических работников и сотрудников 
правоохранительных органов к реализации направлений работы по 
формированию безопасного образа жизни, просвещению родителей (законных 
представителей). 12. Требования к мониторингу сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников содержат: 1) наличие аналитических данных о формировании ценности здорового и безопасного образа жизни у обучающихся, воспитанников; 2) отслеживание динамики показателей здоровья обучающихся, 
воспитанников (общего показателя здоровья; показателей заболеваемости 
органов зрения и опорно-двигательного аппарата; травматизма в 
образовательном учреждении, в том числе дорожно-транспортного 
травматизма; показателя количества пропусков занятий по болезни; 
эффективности оздоровления часто болеющих обучающихся, воспитанников); 3) включение в ежегодный отчет образовательного учреждения, доступный
 широкой общественности, обобщенных данных о сформированности культуры 
здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников; 4) наличие инструментария мониторинга здоровья и физического развития обучающихся, воспитанников образовательного учреждения; 5) проведение социологических исследований на предмет 
удовлетворенности обучающихся, воспитанников, родителей (законных 
представителей), педагогических и научно-педагогических работников 
образовательного учреждения, социальных партнеров образовательного 
учреждения комплексностью и системностью работы образовательного 
учреждения по сохранению и укреплению здоровья; а также на предмет 
наличия благоприятного мнения об образовательном учреждении. |