Зарегистрирован в Минюсте РФ 2 февраля 2011 г.
Регистрационный N 19676
В соответствии с пунктом 5.2.58 Положения о Министерстве образования и
науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства
Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 337 (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2010, N 21, ст. 2603; N 26, ст. 3350), приказываю:
Утвердить прилагаемые федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников.
Министр А. Фурсенко
Приложение
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников
1. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части
охраны здоровья обучающихся, воспитанников (далее - Требования)
представляют собой систему необходимых условий, обеспечивающих
сохранение и укрепление физического и психологического здоровья
обучающихся, воспитанников.
2. Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
3. Требования сформированы с учетом факторов, оказывающих влияние на состояние здоровья обучающихся, воспитанников:
социальные, экономические и экологические условия окружающей действительности;
факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к ухудшению здоровья обучающихся, воспитанников;
фактор значительного временного разрыва между воздействием и
негативным популяционным сдвигом в здоровье обучающихся, воспитанников и
всего населения страны в целом;
система знаний, установок, правил поведения, привычек, формируемых у обучающихся, воспитанников в процессе обучения;
особенности отношения обучающихся, воспитанников к своему здоровью,
существенно отличающиеся от таковых у взрослых, связанные с отсутствием у
них опыта "нездоровья" (за исключением детей с хроническими
заболеваниями), неспособностью прогнозировать последствия своего
отношения к здоровью, невосприятием деятельности, связанной с
укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, как актуальной и
значимой.
4. Настоящие Требования включают восемь групп требований:
1) целостность системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников;
2) соответствие инфраструктуры образовательного учреждения условиям здоровьесбережения обучающихся, воспитанников;
3) рациональная организация образовательного процесса;
4) организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в образовательном учреждении;
5) организация системы просветительской и методической работы с
участниками образовательного процесса по вопросам здорового и
безопасного образа жизни;
6) организация профилактики употребления психоактивных веществ обучающимися, воспитанниками;
7) комплексное сопровождение системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников;
8) мониторинг сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников.
5. Требования к целостности системы формирования культуры здорового и
безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников включают:
1) системность деятельности по вопросам здоровьесбережения (отражение
в основной образовательной программе образовательного учреждения,
уставе и локальных актах образовательного учреждения направлений
деятельности, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья,
безопасный образ жизни обучающихся, воспитанников);
2) взаимодействие образовательного учреждения с органами
исполнительной власти, правоохранительными органами, научными
учреждениями, учреждениями дополнительного образования детей, культуры,
физической культуры и спорта, здравоохранения и другими
заинтересованными организациями по вопросам охраны и укрепления
здоровья, безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников;
3) преемственность и непрерывность обучения здоровому и безопасному
образу жизни (здоровью) на различных ступенях, уровнях образования;
4) комплексный подход в оказании психолого-педагогической,
медико-социальной поддержки различных групп обучающихся, воспитанников;
5) непрерывность отслеживания сформированности здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников.
6. Требования к соответствию инфраструктуры образовательного
учреждения условиям здоровьесбережения обучающихся, воспитанников
включают:
1) соответствие состояния и содержания территории, здания и
помещений, а также и их оборудования (для водоснабжения, канализации,
вентиляции, освещения) требованиям санитарных правил, требованиям
пожарной безопасности, требованиям безопасности дорожного движения;
2) наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся,
воспитанников, а также для хранения и приготовления пищи в соответствии
с требованиями санитарных правил;
3) оснащение учебных кабинетов, спортивных сооружений необходимым
оборудованием и инвентарем в соответствии с требованиями санитарных
правил для освоения основных и дополнительных образовательных программ;
4) обеспечение учебных кабинетов, спортивных залов и других помещений
для пребывания обучающихся, воспитанников естественной и искусственной
освещенностью, воздушно-тепловым режимом в соответствии с требованиями
санитарных правил;
5) оснащение в соответствии с требованиями санитарных правил
помещений для работы медицинского персонала оборудованием для проведения
профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной
направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний, оказания
первой медицинской помощи;
6) наличие в учебных помещениях здоровьесберегающего оборудования,
используемого в профилактических целях, информационного оборудования по
безопасности жизнедеятельности в соответствии с требованиями санитарных
правил;
7) наличие в образовательном учреждении квалифицированных
специалистов, обеспечивающих проведение оздоровительной работы с
обучающимися, воспитанниками (медицинские работники, учителя
(преподаватели) физической культуры, логопеды, психологи, педагоги
дополнительного образования, социальные педагоги, тьюторы);
8) сформированность культуры здоровья педагогических и
научно-педагогических работников образовательного учреждения (наличие
знаний и умений по вопросам использования здоровьесберегающих методов и
технологий; здоровьесберегающий стиль общения; образ жизни и наличие
ответственного отношения к собственному здоровью).
7. Требования к рациональной организации образовательного процесса содержат:
1) включение в основную общеобразовательную программу разделов по
формированию культуры здорового и безопасного образа жизни, включение в
основную профессиональную образовательную программу учебных модулей по
формированию культуры здорового и безопасного образа жизни;
2) реализацию дополнительных образовательных программ,
ориентированных на формирование ценности здоровья и здорового образа
жизни, которые могут быть реализованы как в урочной (аудиторной), так и
во внеурочной (внеаудиторной) деятельности;
3) наличие и реализацию проектов (целевая программа, программа
экспериментальной работы) спортивно-оздоровительной направленности;
4) соблюдение санитарных норм, предъявляемых к организации
образовательного процесса (объем нагрузки по реализации основных и
дополнительных образовательных программ, время на самостоятельную
учебную работу, время отдыха, удовлетворение потребностей обучающихся в
двигательной активности), в том числе при введении в образовательный
процесс педагогических инноваций;
5) использование форм, методов обучения и воспитания, педагогических
технологий, адекватных возрастным возможностям и особенностям
обучающихся, воспитанников;
6) использование в образовательном процессе здоровьесберегающих приемов, методов, форм, технологий;
7) соблюдение норм двигательной активности при организации
образовательного процесса в соответствии с требованиями санитарных
правил;
8) соблюдение здоровьесберегающего режима обучения и воспитания, в
том числе при использовании технических средств обучения,
информационно-коммуникационных технологий, в соответствии с требованиями
санитарных правил;
9) учет индивидуальных особенностей развития обучающихся, воспитанников при организации образовательного процесса;
10) обеспечение благоприятных психологических условий образовательной
среды (демократичность и оптимальная интенсивность образовательной
среды, благоприятный эмоционально-психологический климат, содействие
формированию у обучающихся адекватной самооценки, познавательной
мотивации).
8. Требования к организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в образовательном учреждении включают:
1) организацию физкультурно-оздоровительной работы с обучающимися, воспитанниками всех групп здоровья;
2) организацию занятий по лечебной физкультуре для обучающихся,
воспитанников в соответствии с медицинскими показаниями по результатам
медицинского профилактического осмотра;
3) выполнение комплекса упражнений во время регламентированных
перерывов для снижения нервно-эмоционального напряжения, утомления
зрительного анализатора, устранения влияния гиподинамии, гипокинезии, а
также предотвращения развития познотонического утомления;
4) организацию динамических пауз (динамических перемен),
физкультминуток на уроках, занятиях, способствующих эмоциональной
разгрузке и повышению двигательной активности;
5) организацию работы спортивных секций, кружков, клубов и создание
условий, соблюдение режима их (секций, кружков, клубов) работы в
соответствии с требованиями санитарных правил;
6) организацию воспитательной, внеурочной (внеаудиторной)
деятельности физкультурно-оздоровительной направленности на каждой
ступени общего образования и в системе профессионального образования;
7) организацию физкультурных и спортивных мероприятий с обучающимися,
воспитанниками по видам спорта и комплексных мероприятий (спартакиад,
универсиад, олимпиад, соревнований, дней спорта, дней здоровья);
8) обеспечение участия обучающихся, воспитанников в региональных,
межрегиональных, всероссийских физкультурных мероприятиях и спортивных
мероприятиях.
9. Требования к организации системы просветительской и методической
работы с участниками образовательного процесса по вопросам здорового и
безопасного образа жизни включают:
1) организацию взаимодействия образовательного учреждения с
организациями (учреждениями) физической культуры и спорта, туризма,
культуры, здравоохранения, гражданской обороны, защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций, правоохранительными органами по
проведению физкультурных мероприятий, спортивных мероприятий,
мероприятий по формированию безопасного образа жизни, занятий по
профилактике вредных привычек, массовых мероприятий здоровьесберегающей
направленности;
2) организацию взаимодействия образовательного учреждения с
общественностью по вопросам сохранения и укрепления здоровья
обучающихся, воспитанников, профилактики у них вредных привычек,
формирования безопасного образа жизни;
3) наличие в фонде информационно-библиотечного центра (библиотеки,
медиатеки) образовательного учреждения детской, научно-публицистической,
научно-методической литературы, периодических изданий, информационных
ресурсов по вопросам здоровья, здоровьесбережения, ведения здорового
образа жизни, занятий физической культурой и массовым спортом,
организации подвижных игр, выбора оптимальной двигательной нагрузки;
4) наличие и периодическое обновление информации, посвященной
проблемам сохранения здоровья, организации и ведения здорового образа
жизни на различных информационных носителях, информационных стендах и
(или) на сайте образовательного учреждения;
5) наличие и реализацию плана методических мероприятий, повышения
квалификации педагогических и научно-педагогических работников по
различным вопросам возрастной психологии и физиологии, развития
человека, его здоровья, факторов, положительно и отрицательно влияющих
на здоровье и безопасность обучающихся, воспитанников,
здоровьесберегающих технологий.
10. Требования к организации профилактики употребления психоактивных веществ обучающимися, воспитанниками включают:
1) реализацию превентивных программ, направленных на предотвращение
употребления психоактивных веществ (далее - ПАВ) обучающимися,
воспитанниками;
2) выявление факторов риска распространения в подростковой,
молодежной среде ПАВ и оценку эффективности реализуемых в
образовательном учреждении превентивных программ;
3) наличие безопасной поддерживающей образовательной среды
(благоприятный психологический климат, реализация тезиса
"образовательное учреждение - территория, свободная от ПАВ", система
работы с педагогическими и научно-педагогическими работниками
образовательного учреждения по повышению компетентности в области
создания условий, предупреждающих закрепление зависимых форм поведения).
11. Требования к комплексному сопровождению системы формирования
культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников
включают:
1) использование рекомендованных и утвержденных методов профилактики заболеваний, не требующих постоянного наблюдения врача;
2) организацию в соответствии с требованиями санитарных правил
качественного горячего питания обучающихся, воспитанников,
соответствующего их энергозатратам, с учетом энергетической ценности
продуктов и сбалансированности рациона;
3) наличие системы комплексной педагогической, психологической и
социальной помощи обучающимся, воспитанникам с ограниченными
возможностями здоровья;
4) привлечение педагогических и медицинских работников к реализации
всех направлений работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся,
воспитанников, просвещению родителей (законных представителей);
5) привлечение педагогических работников и сотрудников
правоохранительных органов к реализации направлений работы по
формированию безопасного образа жизни, просвещению родителей (законных
представителей).
12. Требования к мониторингу сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников содержат:
1) наличие аналитических данных о формировании ценности здорового и безопасного образа жизни у обучающихся, воспитанников;
2) отслеживание динамики показателей здоровья обучающихся,
воспитанников (общего показателя здоровья; показателей заболеваемости
органов зрения и опорно-двигательного аппарата; травматизма в
образовательном учреждении, в том числе дорожно-транспортного
травматизма; показателя количества пропусков занятий по болезни;
эффективности оздоровления часто болеющих обучающихся, воспитанников);
3) включение в ежегодный отчет образовательного учреждения, доступный
широкой общественности, обобщенных данных о сформированности культуры
здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников;
4) наличие инструментария мониторинга здоровья и физического развития обучающихся, воспитанников образовательного учреждения;
5) проведение социологических исследований на предмет
удовлетворенности обучающихся, воспитанников, родителей (законных
представителей), педагогических и научно-педагогических работников
образовательного учреждения, социальных партнеров образовательного
учреждения комплексностью и системностью работы образовательного
учреждения по сохранению и укреплению здоровья; а также на предмет
наличия благоприятного мнения об образовательном учреждении.
|